Производство биодизеля: особенности, преимущества и недостатки

производство биодизеля

Производство биодизеля по сути это получение метилового эфира в результате химической реакции из любых растительных масел и животных жиров. Его можно использовать в обычных двигателях внутреннего сгорания как самостоятельно, так и в смеси с обычным дизтопливом. Биотопливо несколько меняет технико-эксплуатационные параметры работы дизельных двигателей. Мощность двигателя при работе в номинальном режиме с использованием биотоплива снижается на 6–8 %. Вместе с этим расход топлива повышается примерно на 5–8 %.

Для производства биодизеля используют различные растительные масла — подсолнечное, рапсовое, соевое, арахисовое, пальмовое, хлопковое, льняное, кокосовое, кукурузное, горчичное, касторовое, конопляное, кунжутное, а также животные жиры. Но чаще всего топливо производят из рапса, как наиболее дешёвого среди растительных масел. С одного гектара этого растения можно получить более 1000 литров масла.

Преимущества биологического дизельного топлива

  • сгорает практически без токсических отходов;
  • при его использовании снижается выделение углекислого газа;
  • количество копоти уменьшается до 50 %;
  • обладает хорошими смазочными свойствами по сравнению с минеральным дизельным топливом;
  • не имеет неприятного запаха;
  • пролитое на землю топливо на 90 % разлагается микроорганизмами через три недели;
  • производство биодизеля легко организовать, например, на базе небольшого фермерского хозяйства.

Есть ли недостатки у биодизеля?

При всех своих плюсах биодизель имеет и недостатки. Это топливо более агрессивно к деталям двигателя, особенно резиновым. При низких температурах могут образоваться отложения в виде кристаллов воска, что ведёт к закупорке деталей. Кроме этого, в холодное время года эффективность такого вида топлива снижается. Также биодизель может разлагать лакокрасочное покрытие кузова автомобиля. Поэтому в случае, если на кузов автомобиля попадёт такое горючее, машину нужно тщательно помыть, немедленно удалив следы биодизеля.

История продвижения биотоплива

Хотя во всём мире производство и использование альтернативных видов топлива давно уже не является диковинкой, в Украине, к сожалению, имеем печальный опыт. В.Г. Семенов, к.т.н., директор ООО «НИИ альтернативных топлив» за 10 лет своей деятельности в области применения и производства биодизеля  написал порядка 50 научных статей, получил 7 патентов Украины, более 60 раз выступил на Международных научно-технических конференциях, биотопливных конгрессах, симпозиумах, семинарах в Украине, России, Болгарии, а также на телевидении. По его мнению, пока так и не удалось спроецировать положительный опыт продвижения альтернативных видов топлива других стран Европы и Америки на украинские реалии.

28 января 2003 года в Великобритании началась продажа нового вида топлива, которое  состояло из тех же элементов, что и майонез. Приобрести экологически чистое топливо можно было в супермаркетах сети Sainsbury’s.

Топливо экономично и дёшево в производстве и может использоваться для заправки всех автомобилей, вне зависимости от модификации и размера. Кроме того, применение биодизеля сокращает выброс углекислого газа в окружающую среду на 5 %.

Несмотря на готовность в технологическом, инфраструктурном и сырьевом плане, правительство государства не спешит «давать добро» энтузиастам и как-либо поощрять попытки обезопасить свою же экологию. Плюс в нелёгкий в экономическом и геополитическом плане период запустить биодизель и ряд других альтернативных топлив в производство было бы удачным стратегическим ходом.

Алиса Кривохижа